Предлагаю порассуждать о природе Человека.
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять сомого себя. Тайна человека несомненно принадлижит к кругу вечных вопросов.
Человек природное создание, но на каком основании он возомнил себя олицетворением беспредельной природы, центром и высшей целью мироздания, он - явивший страшные лики безумия, растоптавший земное лоно, готовый обречь все живое на сожжение.
Традиционное представление об уникальности человека не более чем предрассудок. Фатально зараженный антропоцентризмом, он сам объявил себя властелином Вселенной, возомнил о своих воистину редких свойствах, между тем человек всего лишь нагое животное, как горько признавался король Лир. В самом общем виде проблема уникальности человека кажется постижимой. Человек обладает рядом необычных свойств. Он отражает в своем сознании все многообразие мира, он творит мир культуры, в нем удивительное переплетение природных и социальных качеств. Говоря об уникальности того или иного животного, мы можем указать на особенности его биологической организации. Раскрывая особенности человека как неповторимого существа, мы теряемся в перечислениях. У человека есть разум, совесть, воображение, долг, дар общения ..... Но если вдуматься, то все то что канонически считается благословенным даром человека, обуславливающим его уникальность, на самом деле таковым не является, напротив, человек - это биологически ущербное существо, он не способен жить по готовым природным трафаретам. Уникальность сына природы отождествляется в данном случае с известной убогостью, природным несовершенством. Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой. Животное самой природой наделено способностями, которые помогают ему выжить в условиях которым оно противопоставлено. Те признаки которыми мы обуславливаем уникальность человека, мы можем наблюдать у многих животных. И к тому же животные в полной мере наделены инстинктами, обуславливающими их способность к выживанию. У человека же изначально, в этом отношении было неблагополучно, человек не был укоренен в природе, и как биологическое существо был обречен на вымирание, ибо инстинкты в нем были слабо развиты, и в роли животного он был осужден на гибель. Но природа дала ему шанс, и в этом его "особость", не имея четкой инстинктуальной природы, не ведая как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя человек вышел за рамки своей видовой программы, и стал присматриваться к другим животным более прочно укорененным в природе, стал копировать инстинкты других животных, Что и обусловило его выживание.
Человек утратил единство с природой, возможность вернуться в ее лоно, обрести инстинктивно - целостное восприятие. Он возвышается над природой, но это служит источником его страданий, ибо постоянно воспроизводит перед ним неразрешимую ситуацию. Он стоит перед противоречием, стать узником природы, оставаясь одновременно свободным внутри своего сознания, быть частью природы и одновременно быть выделенным из нее, быть ни там ни здесь. Человеческое сознание сделало человека странником в этом мире.
Мы источник веселья - и скорби родник
Мы вместилище скверны - и чистый родник
Человек словно в зеркале мир - многолие
Он ничтожен - и он же велик!
(Омар Хайям)