"ПОБЕГ"

Режиссер-постановщик: Егор Кончаловский
Авторы сценария: Сергей Астахов, Дмитрий Котов, Олег Погодин
В ролях: Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Виктория Толстоганова, Любовь Толкалина, Александр Мохов, Юрий Беляев
Жанр: боевик
Год выпуска: 2005
Производство: студия "PS TVC"
Сайт фильма: http://www.pobegfilm.ru/?nopreview=1

Еще вчера у Евгения Ветрова была другая жизнь. У него были деньги, безупречная репутация, уважение коллег и самое главное - любовь. И как оказалось, у него были враги.
В день подписания важнейшего контракта с американскими инвесторами кто-то зверски убивает жену Евгения. Никаких свидетелей и неколько неопровержимых улик. Все против Ветрова. Быстрый суд и приговор: виновен.
Ему остается только бежать. Ветров принимает решение вернуться в Москву, чтобы провести собственное расследование и отомстить.

В официальных материалах к фильму сообщается, что он поставлен по повести Олега Погодина «Рецепт для палача», хотя для тех, кто видел «Беглеца» Эндрю Дэвиса с Харрисоном Фордом, очевидно, откуда позаимствован сюжет «Побега». В «Беглеце» есть и хирург, осужденный за убийство жены, которого он не совершал, и его побег с «этапа», и преследователь, постепенно проникающийся к нему сочувствием, и мнимый друг, виновный в его бедах, и причина этих бед, заключенная, как нынче выражаются, «в профессиональной деятельности пострадавшего» - словом, все основные черты первоисточника.
В отличии от "Побега", в "Беглеце" американцы потрудились объяснить, каким образом доктора Кимбла осудили за убийство жены: защита не нашла следов третьего лица, а ключевым свидетельством обвинения стали слова умирающей, неверно истолкованные судом. Какие были основания у российского судьи, чтобы приговорить Ветрова, неизвестно. Почему сыщики, прибывшие на место преступления, не нашли решающую улику, оставленную действительным убийцей, непонятно. Понятно одно: что авторам фильма наплевать на правдоподобие обстоятельств - их заботят лишь дешевые эффекты.
В «Беглеце» заключенные смертники, которым терять нечего, пытаются бежать, опираясь только на свои силы. Создателям «Побега» американской простоты мало, им пущего впечатления ради хочется чего-нибудь накрутить: побегу должны помочь люди с воли, которым нужно освободить случайных спутников Ветрова. Казалось бы, в кино это просто: поезд тормозят, вагон отсоединяют, замок отстреливают… Но нет, это ниже нашего достоинства. Чего бы тут изобрести? А вот пусть мужиков освободят бабы – это по-нашенски, это круто!
В результате вместо шика получается пшик – нагромождение событий не то что маловероятных, а невозможных. Таких, что соображающему зрителю трудно удержаться от издевательского смеха над авторами.
За беглецом отряжается погоня, снятая дилетантом-понтярщиком. С немотивированным гонками по встречной полосе. С продиранием через болото, бессмысленно позаимствованным из партизанских фильмов. С бесцельным убийством. С идиотским выпрыгиванием из вертолета без парашюта. И, что смехотворней всего, с убиенной женой, которая является герою, как царица Тамара отцу Федору. Но, вместо того, чтобы дать мужу дельный совет, шепчет: «Ты сам все знаешь», после чего испаряется. От таких снов, конечно, выпрыгнешь не только из вертолета, а с «Востока» в открытый космос без скафандра.
Не менее забавно, что объединяет старого врага и нового друга хирургическая операция(точнее, «апирация»), которая искалечила «Побег» так же, как до этого изуродовала «Бой с тенью». Эта операция, которая когда-то была неудачно сделана жене врага героя, а теперь требуется дочери его друга, дает режиссеру повод включить в действие несколько «мыльных» сцен, предназначенных совсем не для той аудитории, на которую рассчитано остальное повествование. Притом в «Беглеце» «медицинский» характер интриги закономерен – фармацевтическая корпорация устраняет специалиста, готового указать на опасные побочные эффекты нового препарата, тогда как в «Побеге» преступления начинаются из-за чистого недоразумения - потому лишь, что оказался маньяком муж пациентки, которую «зарезал» ветровский сослуживец.
Когда непрофессионализм создателей обнаруживался в российских боевиках начала девяностых, это рассматривалось по принципу первого блина, но за истекшие годы можно было чему-то научиться. Особенно в виду того, что в России выросло целое поколение зрителей, воспитанных на голливудских образцах жанра.
Почему наши «жанровики» так неловки – неизвестно. Может, потому, что ни в грош не ставят правила жанра. Может, потому, что вместо школы режиссуры проходят «школу» клипов и рекламных роликов, для которых требуются совсем иные навыки. Может, потому, что продюсеры считают ворон вместо того, чтобы считать деньги и бить режиссеров по рукам за потраву средств на никчемные эпизоды.

А в общем фильм можно посмотреть. Игра актёров заслуживает уважения.

Отредактировано Evgeniy (2005-08-17 12:16:03)